Почетный караул на третьей береговой батарее, |
В 1853 г . началась знаменитая Крымская война. России пришлось вести трудную битву против объединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии. Основным театром военных действий стало Черное море, но ожесточенные бои велись и на Балтике, и на Белом море, и даже на Тихом океане.
Памятник Часовня в Петропавловске-Камчатском стоит на месте братской могилы русских, англичан и французов — могилы, примирившей победителей и побежденных. 1969 год. Автор фотографии А. П. Пирагис |
В марте 1854 г . B.C. Завойко через американского китобоя получает письмо от короля Гавайских островов Камегамеа III, в котором тот предупреждает губернатора о возможном нападении летом на Петропавловск англо-французской эскадры. В середине июня было получено официальное извещение о начале Крымской войны от генерального консула России в США.
Для захвата богатых и обширных российских земель на Дальнем Востоке, уничтожения русских кораблей, находившихся в тихоокеанских водах, разгрома укреплений, и в первую очередь таких опорных пунктов, как Петропавловск-Камчатский, в Тихий океан направилась объединенная англо-французская эскадра.
Соединенной англо-французской эскадре и ее десанту (7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков), имевшим цель захватить полуостров, противостояли всего 920 русских моряков, солдат и казаков с 40 малокалиберными пушками старого образца, парусный фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Во время боя русскими было взято английское знамя.
Соединенной англо-французской эскадре и ее десанту (7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков), имевшим цель захватить полуостров, противостояли всего 920 русских моряков, солдат и казаков с 40 малокалиберными пушками старого образца, парусный фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Во время боя русскими было взято английское знамя.
17 августа 1854 г . англо-французская эскадра в составе трех фрегатов, одного корвета, одного брига и одного парохода с 218 орудиями на борту подошла к Петропавловску, и на следующий день корабли бросили якорь в Авачинской бухте.
Союзники надеялись одержать легкую победу и отторгнуть от России богатый промысловый район. Силы были явно неравными: Петропавловск защищал небольшой гарнизон и всего 67 орудий на двух кораблях и семи береговых батареях. Но под командованием В.С. Завойко русским воинам удалось так организовать оборону, что союзники были сначала остановлены, а затем отброшены.
Соединенная англо-французской эскадра с десантом на борту: 7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков, имевшая цель захватить полуостров Камчатка |
В этой тревожной обстановке полно и ярко раскрылся талант Завойко как организатора и военного специалиста.
В течение двух месяцев день и ночь защитники Петропавловска возводили укрепления, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым сопкам и устанавливали на берегу. В короткий срок город и порт были подготовлены к обороне. На побережье появилось шесть батарей, состоящих из 33 орудий с прислугой в 408 человек.
Всего гарнизон Петропавловска насчитывал 920 человек (41 офицер, 825 солдат и матросов, 54 добровольца из числа местных жителей), 61 орудие, из них 34 на береговых батареях и 27 на кораблях. Береговые батареи располагали 37 зарядами на пушку, фрегат «Аврора» - 60-ю и транспорт «Двина» - 30-ю зарядами...
Памятник батарейцам 1854 г. |
В полдень 17 августа 1854 г . передовые посты порта обнаружили эскадру из шести кораблей. В Петропавловске прозвучал сигнал боевой тревоги. Утром 18 августа объединенная англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. Эскадра имела 216 орудий, ее личный состав насчитывал свыше 2600 человек. Значительно превосходя силы защитников Петропавловска, противник рассчитывал на легкую победу.
18 и 19 августа эскадра обстреливала укрепления и город, а 20 августа противник начал высадку 600 десантников с 15 гребных судов при поддержке корабельной артиллерии.
В первом броске союзного десанта шли отборные морские солдаты Гибралтарского полка королевской морской пехоты Великобритании. Залпы артиллеристов «Авроры» и «Двины» и смелая штыковая атака защитников порта пресекли попытку захватчиков закрепиться на берегу. Понеся потери, они поспешно вернулись на корабли.
В.С. Завойко хотел видеть собственными глазами, чем и завершился первый день штурма и обороны Петропавловска. С обеих сторон потерь было немного, но ход событий этого дня, как выяснилось, - повлиял на последующих три дня и всю дальнейшую историю.
30-пушечный «Ла Форт» стал бортом напротив неуступчивой третьей батареи, 26-пушечный «Президент» – напротив шестой батареи за рыбным складским сараем.
Оборона Петропавлавска-Камчатского в августе 1854 г. |
Два десантных бота и 23 гребных лодки под командой французского адмирала с саблей наголо взяли курс на 50-сажневое седло Никольской и Сигнальной сопок. Другие красно-синие обошли Никольскую гору, захватили седьмую батарею и отправились на шестую, стоявшую у Култушного озера и заграждали путь в город с тыла: шестая отчаянно отстреливалась огнем картечи и меткими выстрелами стрельцов и камчадалов, засевших в густых кустах на склонах горы.
Не удались противнику в этот день и другие высадки десанта.
Сразу же взялись обустраивать батареи для защиты от возможного десанта. Когда подошли фрегат «Аврора» и военный транспорт «Двина», словно возрадовались небесам и защитники города часть корабельных орудий перенесли на сушу на Дальний пост 350 солдат Сибирского сводного батальона - личный резерв генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева, который насчитал 68 орудий, 926 защитников.
20 августа союзники отважились на первое десантирование, которое сопровождали бомбы и ядра корабельных артиллеристов, что сразу же привело к выводу со строя пяти пушек ближайшей батареи лейтенанта Петра Гаврилова: гавриловцев засыпало землей и градом скальной шрапнели.
Четвертую батарею расположили в Красном Яру на Петровской сопке (три 24-фунтовые пушки, 28 защитников во главе с мичманом Василием Поповым) грозно торопили французы, однако их решительно и по-славянски лихо выбили оттуда.
В центре обороны оказалась коса Кошка – естественная насыпь в два метра высотой - с батареей № 2 лейтенанта князя Дмитрия Максутова, самая мощная и многочисленная: она выдержала 9-ти дневное сражение.
Под прикрытием перестрелки между ней и фрегатом «Президент» французы попытались захватить седловину «Лаперуз» между сопками Никольской и Сигнальной – батарею № 3, «Смертельную».
Именно против них зоркий генерал Завойко, пребывая со штабом у порохового погреба, выслал все стрелковые - портовые и фрегатные - партии: они выиграли ожесточенную штыковую атаку, маленькое Петропавловское Бородино:
300 защитников-россиян против почти 900 англо-французских захватчиков - англичан в красных мундирах и французов в синих сбросили с Никольской горы, и мало кому из них повезло добраться до своих баркасов: с высоких западных берегов Петропавловска туда можно было только прыгать, и то не всегда в воду.
Союзники отступили. Пересекая океан в направлении Америки, вошли в Ванкувер и Сан-Франциско, «где не имели достаточных здоровых рук, чтобы закреплять все паруса сразу, и делали это поочередно - сначала на одной мачты, потом на второй, и только затем на третьей, что на боевых кораблях так обычно не делают», - свидетельствуют судовые записи горе-захватчиков, хотя о подобном конфузе в неудачной военной кампании чаще предпочитали молчать.
Французский командующий эскадрой галантный француз де Пуант перед выходом с Авачинской губы передал записку Завойко: «Очень жалею, что правила войны не позволяют мне явиться к Вам и иметь честь пожать Вашу руку и засвидетельствовать мою к Вам глубокое уважение».Честь признает честь.
Встретив мощный отпор, эскадра отошла вглубь Авачинской губы, а 24 августа предприняла новое нападение на Петропавловск. Подойдя к берегу на близкую дистанцию, корабли эскадры сосредоточили огонь по третьей и пятой батареям, состоящих всего из 10 орудий.
В районе пятой береговой батареи противник высадил 700 человек, в районе третьей батареи - 250 человек. Защитники порта оказали неприятелю упорное сопротивление, завязывались рукопашные схватки. Но силы были неравны. Никольская гора, господствующая над городом и портом, оказалась в руках врага. Создалась угроза его вторжения в город.
Вдоль опорных пунктов, как Петропавловск-Камчатский, в Тихий океан направилась объединенная англо-французская эскадра.
В этой тревожной обстановке полно и ярко раскрылся талант Завойко как организатора и военного специалиста. В самый критический момент генерал-майор Завойко собирает всех способных носить оружие и направляет к подножию Никольской горы.
Под градом пуль около 300 матросов, солдат, портовых мастеровых и добровольцев из местных жителей, вооруженных гладкоствольными ружьями и чуть ли не рогатинами, отразили нападение противника и вынудили его бежать к своим шлюпкам и уходить к кораблям.
Не устояв под дружным отпором защитников гарнизона и понеся большие потери, англо-французская эскадра 26 августа вышла из Авачинской губы и скрылась в море...
30 августа 1854 г . объединенная англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. Защитники города действовали мужественно и стойко. Их вдохновляла стойкость и выносливость B.C.Завойко, который постоянно был на наиболее опасных участках обороны.
Потеряв несколько офицеров, около 350 человек команды, получив серьезные повреждения судов, неприятельская эскадра 8 сентября 1854 г . снялась с якорей и исчезла в океане.
Конечно, огромная роль B.C.Завойко, как организатора обороны Петропавловска, и надо отдать должное многочисленным мужественным патриотам - И.М. Изильметьеву, лейтенантам братьям Александру и Дмитрию Максутова, В.К. Коралову, Е.Г. Анкудинова и многим другим защитникам. Имена многих из них живут в названиях улиц и кораблей.
«Борт одного только русского фрегата и несколько батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силою Англии и Франции», - писала в те годы английская пресса.
Победа защитников Петропавловска-Камчатского имела большое международное значение. Россия показала всему миру, что она может и будет защищать свои границы на Дальнем Востоке. Государство славила своих героев.
Страна гордилась и славила мужественных защитников Петропавловска. Вдали от матери-Родины, отрезанные морем и флотом противника, лишенные даже надежды на скорую помощь, защитники Петропавловска-Камчатского - моряки и солдаты, офицеры, промысловики и чиновники - все они защищали свое Отечество с не меньшей отвагой и стойкостью, чем их братья на Малаховом кургане.
Все корабельные офицеры и все офицеры гарнизона получили повышение в воинском чине и были награждены орденом Св.Владимира 4 степени с бантом, а командиры «Авроры» и «Двины» были награждены орденом Св.Владимира 3 ст.
15 (27) ноября1854 г . за этот подвиг В. С. Завойко был переаттестован в контр-адмиралы и удостоен: «За отлично-усердную и ревностную службу» орден Св.Станислава 1 степени и «За отличие при отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловский порт в 1854 г .» - орден Св.Георгия 3 степени с присвоением звания контр-адмирал...
15 (27) ноября
Потеряв 450 человек, армада ушла восвояси. «Борт только одного русского фрегата и нескольких батарей, — сетовал обозреватель английского журнала в 1855 г . – оказались непобедимыми перед соединенной морской силой Англии и Франции, и две величайшие державы земного шара были осилены и разбиты небольшим русским поселением».
Комментариев нет:
Отправить комментарий