пятница, 27 апреля 2012 г.

Семья адмирала В.С. Завойко


Вместе с Василием Степановичем на Камчатку приехала и его жена - Юлия Георгиивна Завойко, в девичестве Врангель. Она происходила из семьи профессора русского права в Казани. Была племянницей выдающегося исследователя Дальнего Востока и Аляски Ф. П. Врангеля; двоюродной теткой командующего Белой армией во время Гражданской войны П. Н. Врангеля.

Юлия Георгиевна Завойко (урожденная баронесса Врангель) -
жена Василия Сергеевича Завойко губернатора Камчатки

«Мужа я с нашим переселением в Камчатку привыкла видеть только за обедом, он был всюду сам, все происходило под его личным надзором по его инициативе», - Юлия не жаловалась на жизнь в тьмутаракани, но и не выказывала ему особой учтивости.

Камчатка просто поражала: Юлия была олицетворением всетерпение и доброты, имела нежную наблюдательную душу, их дом военного губернатора в окружении рощи из берез и тополей (напоминание об Украине) всегда был открыт для гостей хлебом-солью и громким шумом простых и здоровых радостей: только так можно было избежать однообразия, держаться на волне жизни.

Когда Петропавловск штурмовали союзные десанты, жена начальника Камчатки Юлия Завойко ждала девятого ребенка (всего их у супругов было десять, все родились на Дальнем Востоке). Ей было 35 лет, она не имела гувернанток, дети всегда были с ней. Старшему - Жоре - исполнилось двенадцать, его братья и сестры рождались с интервалом в год-два.

Только подали сигнал тревоги, генерал Завойко распорядился отправить женщин с детьми на безопасный хутор. Уходили глинистой дорогой, "все шли молча и плакали...» - вспоминала через двадцать лет Юлию Врангель. И снова плакала (чтобы никто не видел): за что наказание, за чей такой грех?

На хуторе никто не сидел на месте. Едва опомнились, забирались на гору и оттуда видели все, что творится в Авачинской губе. Слышали канонаду, всматривались в сизый дым, слушали землю, посылали и ждали гонцов от губернатора.

27-го августа всадник доставил короткую записку от Завойко: «Враг отступил... Туман такой, хоть выколи глаза. Когда пройдет, пришлю за вами, потерпите».

Василий Завойко - герой Крымской войны, эхо которой достигало территорий не только Крыма, но и Турции, Балкан, Дуная, Кавказа, Балтии, Беломорья, Камчатки. Победное - единственно победоносное! - Эхо в целом проигранной Российской империей Крымской войны.

В общей сложности супруги провели на Дальнем Востоке около двадцати лет. После выхода Василия Степановича в отставку вернулись в Украину, где в течение тридцати трех лет проживали в имении Великая Мечетня Кривоозерского района Николаевской области. Там и закончили свой путь земной...

Могилу-склеп В. С. Завойко нашла
местная учительница Валентина Миронова

В Великой Мечетная Парковую улицу переименовали на улицу адмирала Завойко, родовое кладбище долгое время стыдливо обходили десятой дорогой. Могилу-склеп нашла местная учительница Валентина Миронова. В зрительной памяти четко отпечаталось замшелое полуистертое надгробие с надписью: "Адмирал русского флота В. С. Завойко. Похоронен здесь на 89 году жизни".

Когда моряки-тихоокеанцы узнали о смерти Василия Степановича, то создали специальный комитет для сбора пожертвований на увековечение его памяти. В 1908 г. в центре Владивостока был торжественно открыт четырехметровый памятник (отлитый в Петербурге), изображающий фигуру победителя. Правой рукой адмирал опирался на саблю, в левой держал карту. В 1930 г. монумент демонтировали, а в 1945-м на том же постаменте воздвигли памятник Сергею Лазо...

Учительница сообщила о находке на Камчатку, где эстафету подхватила местный краевед-подвижник Наталья Киселева, действительный член Географического общества РФ. Наталья Сергеевна давно живет на Камчатке и жизненный путь выходца из Украины исследует более двадцати лет. Именно она составила генеалогическое дерево его рода, разыскала потомков в США, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, организовала поездку на место его последнего пристанища.

В течение нескольких лет энтузиасты Украины и Камчатки собирали деньги. И вот в 1989 г., в год 135-летия Петропавловской обороны, благодаря усилиям земляков из Великой Мечетни и благодарных жителей Камчатки в украинском селе произошло торжественное перезахоронение праха адмирала, с участием военных моряков Камчатки и Украины, а также потомков адмирала из Москвы.

Страдальческий прах адмирала перезахоронили в Великой Мечетная, у дома, где с 1865 по 1898 гг. жила семья адмирала, открыли его скульптурный бюст с надписью на постаменте:
• «Адмиралу росийского флота В.С.Завойку, сыну Днепра - Герою Камчатки и Амура от кривоозерцев и камчатцев».

Могила  российского адмирала В. С.  Завойко сегодня

В тот момент, когда в В. Мечетне открывался памятник Василию Завойко (работы киевского скульптора Владимира Луцака), одновременно прогремели орудийные залпы почетного караула николаевских моряков (в В. Мечетне) и моряков тихоокеанской флотилии (в Петропавловске-Камчатском).

Памятник был возведен прямо у дома Завойко, построенного самим адмиралом "под корабль" — внутри трапы, витая лестница, закругленные окна-иллюминаторы, флюгер-парусник на крыше.



Исторические фотографии адмиральского дома
В.С. Завойко в с. Великая Мечетня

Ныне в доме, где жила большая адмиральская семья, находится детский сад, и малыши с любовью ухаживают за высаженными здесь цветами.

Детский сад курортно-оздоровительного типа
в доме В.С. Завойко сегодня


Стоит на вечном приколе во Владивостоке мемориальная паровая яхта-музей «Красный вымпел», в 1911-23 гг. – «Адмирал Завойко».

Нет сопки Завойко на Камчатке. Но есть Камчатка Завойко ...

В. С. Завойко руководит боем шести береговых батарей
против англо-французских захватчиков 23-25 августа 1854 г.

У адмирала была большая и дружная семья: семь дочерей и три сына. Потомки со временем разбрелись по белу свету. Один из них, Георгий Степанович (внук Василия Завойко), командовал первой русской боевой подводной лодкой "Дельфин". Его брат Василий перед революцией 1917 г. эмигрировал в Америку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий