вторник, 1 мая 2012 г.

Защитник Отечества - страницы исторического очерка о губернаторе Камчатки В.С. Завойко

Почетный караул на третьей береговой батарее,
где в августе 1854 г. проходило легендарное сражение

В 1853 г. началась знаменитая Крымская война. России пришлось вести трудную битву против объединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии. Основным театром военных действий стало Черное море, но ожесточенные бои велись и на Балтике, и на Белом море, и даже на Тихом океане.




Памятник Часовня в Петропавловске-Камчатском стоит на месте братской могилы русских,
 англичан и французов — могилы, примирившей победителей и побежденных.
1969 год. Автор фотографии А. П. Пирагис
Петропавловская оборона 1854 г. | Во время Восточной войны Завойко отразил нападение англо-французской эскадры, осаждавшей порт с 17 (29) августа по 24 августа (5 сентября)1854 г.

В марте 1854 г. B.C. Завойко через американского китобоя получает письмо от короля Гавайских островов Камегамеа III, в котором тот предупреждает губернатора о возможном нападении летом на Петропавловск англо-французской эскадры. В середине июня было получено официальное извещение о начале Крымской войны от генерального консула России в США.

Для захвата богатых и обширных российских земель на Дальнем Востоке, уничтожения русских кораблей, находившихся в тихо­океанских водах, разгрома укреплений, и в первую очередь таких опорных пунктов, как Петропавловск-Камчатский, в Тихий океан направилась объединенная англо-французская эскадра.


Соединенной англо-французской эскадре и ее десанту (7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков), имевшим цель захватить полуостров, противостояли всего 920 русских моряков, солдат и казаков с 40 малокалиберными пушками старого образца, парусный фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Во время боя русскими было взято английское знамя.

17 августа 1854 г. англо-французская эскадра в составе трех фрегатов, одного корвета, одного брига и одного парохода с 218 орудиями на борту подошла к Петропавловску, и на следующий день корабли бросили якорь в Авачинской бухте.

Союзники надеялись одержать легкую победу и отторгнуть от России богатый промысловый район. Силы были явно неравными: Петропавловск защищал небольшой гарнизон и всего 67 орудий на двух кораблях и семи береговых батареях. Но под командованием В.С. Завойко русским воинам удалось так организовать оборону, что союзники были сначала остановлены, а затем отброшены.

Соединенная англо-французской эскадра с десантом на борту:
7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков, имевшая цель захватить полуостров Камчатка

В этой тревожной обстановке полно и ярко раскрылся талант Завойко как организатора и военного специалиста.

В течение двух месяцев день и ночь защитники Петропавловска возводили укрепления, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым сопкам и устанавливали на берегу. В короткий срок город и порт были подготовлены к обороне. На побережье появилось шесть батарей, состоящих из 33 орудий с прислугой в 408 человек.


Памятник батарейцам 1854 г.

Всего гарнизон Петропавловска насчитывал 920 человек (41 офицер, 825 солдат и матросов, 54 добровольца из числа местных жителей), 61 орудие, из них 34 на береговых батареях и 27 на кораблях. Береговые батареи располагали 37 зарядами на пушку, фрегат «Аврора» - 60-ю и транспорт «Двина» - 30-ю зарядами...

В полдень 17 августа 1854 г. передовые посты порта обнаружили эскадру из шести кораблей. В Петропавловске прозвучал сигнал боевой тревоги. Утром 18 августа объединенная англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. Эскадра имела 216 орудий, ее личный состав насчитывал свыше 2600 человек. Значительно превосходя силы защитников Петропавловска, противник рассчитывал на легкую победу.

Легендарная батарея защиткиков Петропавлавска замерла на века

18 и 19 августа эскадра обстреливала укрепления и город, а 20 августа противник начал высадку 600 десантников с 15 гребных судов при поддержке корабельной артиллерии.

В первом броске союзного десанта шли отборные морские солдаты Гибралтарского полка королевской морской пехоты Великобритании. Залпы артиллеристов «Авроры» и «Двины» и смелая штыковая атака защитников порта пресекли попытку захватчиков закрепиться на берегу. Понеся потери, они поспешно вернулись на корабли.


В.С. Завойко хотел видеть собственными глазами, чем и завершился первый день штурма и обороны Петропавловска. С обеих сторон потерь было немного, но ход событий этого дня, как выяснилось, - повлиял на последующих три дня и всю дальнейшую историю.

30-пушечный «Ла Форт» стал бортом напротив неуступчивой третьей батареи, 26-пушечный «Президент» – напротив шестой батареи за рыбным складским сараем.

Оборона Петропавлавска-Камчатского в августе 1854 г.

Силы были неравны, оборонительные редуты Камчатки вскоре раскрошились, по-геройски бесстрашный Александр Максутов принял решение: настало время решающей рукопашной. В ней он потерял руку и вскоре умер от заражения крови.

Два десантных бота и 23 гребных лодки под командой французского адмирала с саблей наголо взяли курс на 50-сажневое седло Никольской и Сигнальной сопок. Другие красно-синие обошли Никольскую гору, захватили седьмую батарею и отправились на шестую, стоявшую у Култушного озера и заграждали путь в город с тыла: шестая отчаянно отстреливалась огнем картечи и меткими выстрелами стрельцов и камчадалов, засевших в густых кустах на склонах горы.

Не удались противнику в этот день и другие высадки десанта.

Сразу же взялись обустраивать батареи для защиты от возможного десанта. Когда подошли фрегат «Аврора» и военный транспорт «Двина», словно возрадовались небесам  и защитники города часть корабельных орудий перенесли на сушу на Дальний пост 350 солдат Сибирского сводного батальона - личный резерв генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева, который насчитал 68 орудий, 926 защитников.

20 августа союзники отважились на первое десантирование, которое сопровождали бомбы и ядра корабельных артиллеристов, что сразу же привело к выводу со строя пяти пушек ближайшей батареи лейтенанта Петра Гаврилова: гавриловцев засыпало землей и градом скальной шрапнели.

Четвертую батарею расположили в Красном Яру на Петровской сопке (три 24-фунтовые пушки, 28 защитников во главе с мичманом Василием Поповым) грозно торопили французы, однако их решительно и по-славянски лихо выбили оттуда.

В центре обороны оказалась коса Кошка – естественная насыпь в два метра высотой - с батареей № 2 лейтенанта князя Дмитрия Максутова, самая мощная и многочисленная: она выдержала 9-ти дневное сражение.

Под прикрытием перестрелки между ней и фрегатом «Президент» французы попытались захватить седловину «Лаперуз» между сопками Никольской и Сигнальной – батарею № 3, «Смертельную».

Именно против них зоркий генерал Завойко, пребывая со штабом у порохового погреба, выслал все стрелковые - портовые и фрегатные - партии: они выиграли ожесточенную штыковую атаку, маленькое Петропавловское Бородино:

300 защитников-россиян против почти 900 англо-французских захватчиков - англичан в красных мундирах и французов в синих сбросили с Никольской горы, и мало кому из них повезло добраться до своих баркасов: с высоких западных берегов Петропавловска туда можно было только прыгать, и то не всегда в воду.

Союзники отступили. Пересекая океан в направлении Америки, вошли в Ванкувер и Сан-Франциско, «где не имели достаточных здоровых рук, чтобы закреплять все паруса сразу, и делали это поочередно - сначала на одной мачты, потом на второй, и только затем на третьей, что на боевых кораблях так обычно не делают», - свидетельствуют судовые записи горе-захватчиков, хотя о подобном конфузе в неудачной  военной кампании чаще предпочитали молчать.

Французский командующий эскадрой галантный француз де Пуант перед выходом с Авачинской губы передал записку Завойко: «Очень жалею, что правила войны не позволяют мне явиться к Вам и иметь честь пожать Вашу руку и засвидетельствовать мою к Вам глубокое уважение».Честь признает честь.

Встретив мощный отпор, эскадра отошла вглубь Авачинской губы, а 24 августа предприняла новое нападение на Петропавловск. Подойдя к берегу на близкую дистанцию, корабли эскадры сосредоточили огонь по третьей и пятой батареям, состоящих всего из 10 орудий.

В районе пятой береговой батареи противник высадил 700 человек, в районе третьей батареи - 250 человек. Защитники порта оказали неприятелю упорное сопротивление, завязывались рукопашные схватки. Но силы были неравны. Никольская гора, господствующая над городом и портом, оказалась в руках врага. Создалась угроза его вторжения в город.

Вдоль опорных пунктов, как Петропавловск-Камчатский, в Тихий океан направилась объединенная англо-французская эскадра.

В этой тревожной обстановке полно и ярко раскрылся талант Завойко как организатора и военного специалиста. В самый критический момент генерал-майор Завойко собирает всех способных носить оружие и направляет к подножию Никольской горы.

Под градом пуль около 300 матросов, солдат, портовых мастеровых и добровольцев из местных жителей, вооруженных гладкоствольными ружьями и чуть ли не рогатинами, отразили нападение противника и вынудили его бежать к своим шлюпкам и уходить к кораблям.

Не устояв под дружным отпором защитников гарнизона и понеся большие потери, англо-французская эскадра 26 августа вышла из Авачинской губы и скрылась в море...

30 августа 1854 г. объединенная англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. Защитники города действовали мужественно и стойко. Их вдохновляла стойкость и выносливость B.C.Завойко, который постоянно был на наиболее опасных участках обороны. 

Потеряв несколько офицеров, около 350 человек команды, получив серьезные повреждения судов, неприятельская эскадра 8 сентября 1854 г. снялась с якорей и исчезла в океане.

Конечно, огромная роль B.C.Завойко, как организатора обороны Петропавловска, и надо отдать должное многочисленным мужественным патриотам - И.М. Изильметьеву, лейтенантам братьям Александру и Дмитрию Максутова, В.К. Коралову, Е.Г. Анкудинова и многим другим защитникам. Имена многих из них живут в названиях улиц и кораблей.

«Борт одного только русского фрегата и несколько батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силою Англии и Франции», - писала в те годы английская пресса.

Победа защитников Петропавловска-Камчатского имела большое международное значение. Россия показала всему миру, что она может и будет защищать свои границы на Дальнем Востоке. Государство славила своих героев.

Страна гордилась и славила мужественных защитников Петропавловска. Вдали от матери-Родины, отрезанные морем и флотом противника, лишенные даже надежды на скорую помощь, защитники Петропавловска-Камчатского - моряки и солдаты, офицеры, промысловики и чиновники - все они защищали свое Отечество с не меньшей отвагой и стойкостью, чем их братья на Малаховом кургане.

Все корабельные офицеры и все офицеры гарнизона получили повышение в воинском чине и были награждены орденом Св.Владимира 4 степени с бантом, а командиры «Авроры» и «Двины» были награждены орденом Св.Владимира 3 ст.


Театральная реконструкция доклада пресветлой императрице
российской Екатерине Второй  посыльным морским офицером
графом Дмитрием Мансуровым о славной Виктории при защите
Петропалавска на Камчатке в  августе-сетябре 1854 г.

15 (27) ноября 1854 г. за этот подвиг В. С. Завойко был переаттестован в контр-адмиралы и удостоен: «За отлично-усердную и ревностную службу» орден Св.Станислава 1 степени и «За отличие при отражении нападения англо-французской эскадры на Петро­павловский порт в 1854 г.» - орден Св.Георгия 3 степени с присвоением звания контр-адмирал...

Потеряв 450 человек, армада ушла восвояси. «Борт только одного русского фрегата и нескольких батарей, — сетовал обозреватель английского журнала в 1855 г. – оказались непобедимыми перед соединенной морской силой Англии и Франции, и две величайшие державы земного шара были осилены и разбиты небольшим русским поселением».

Фрегат "Аврора"

Комментариев нет:

Отправить комментарий